Участие в инновационных площадках
В настоящее время в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров особое значение приобрело практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Выявление на ранних этапах технических наклонностей детей позволяет решать задачи подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Решение данной задачи позволило на федеральном уровне успешно апробировать инновационную систему подготовки детей с использованием игрового оборудования к изучению технических наук, объединив теорию и практику.
МДОУ – Крутоярский детский сад подал заявку на участие в инновационных проектах АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». На основании решения Ученого совета АНО ДПО НИИ Крутоярскому детскому саду присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по апробации и внедрении парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота».
01.09.2020 г. на базе ДОУ создана сетевая инновационная площадка Института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования (г. Москва).
Основная цель инновационной площадки — реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов-практиков в образовательное пространство дошкольного учреждения.
Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля» → Конструкторы → Робототехника. Проект «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» полностью обеспечивает деятельность дошкольной образовательной организации по развитию конструктивно-модельной деятельности и технического творчества детей дошкольного возраста.
Направления деятельности инновационной площадки:
- организация в образовательном пространстве системы дошкольного образования предметную игровую техносреду, адекватную современным требованиям к политехнической подготовке детей (ее содержанию, материально-техническому; организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
- повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах технического развития дошкольников;
- формирование основы технической грамотности и техническую компетентность воспитанников как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений в специфических для определённого возраста видов детской деятельности;
- выявление и развитие технически одаренных детей;
- формирование у воспитанников готовность к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
- разработка детских проектов технической направленности и итоговых мероприятий к ним, с учетом специфики регионов РФ;
- разработка модели игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций;
- оформление методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций по развитию детского технического творчества.
Научно-консультативное сопровождение площадки:
Пономарева Елена Юрьевна, к.и.н., директор АНО ДПО «Институт образовательных технологий», федеральный эксперт ВОО «Воспитатели России».
Тимофеева Тамара Владимировна, старший воспитатель СПДС «Вишенка» ГБОУ лицея 16 г. о. Жигулевск, Почётный работник общего образования РФ, Федеральный эксперт ВОО «Воспитатели России», Победитель конкурса «Воспитатели России» в номинации «Путь в науке» в 2021 году.
На основании Положения об инновационной площадке федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», Соглашения о сотрудничестве между АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» и АНО ДПО «Институт образовательных технологий» от 1 июня 2022 года детскому саду присвоен статус «Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования «Воспитатели России" по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «ТехноМир: развитие без границ». Проект «ТехноМир» направлен на формирование системы работы по техническому направлению с привлечением родительского сообщества и с учетом предприятий регионов РФ, на развитие конструктивных способностей детей, расширению кругозора и развитию познавательной активности у дошкольников. Совместное конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, которая объединяет игру с исследовательской экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ. Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.
Итогом инновационной деятельности стал проект по техническому творчеству детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с предприятием филиала ООО «ГАЗПРОМ ПХГ «Касимовское управление подземного хранения газа».
Примечание: Приказы о присвоении статуса инновационной площадки по направлениям «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота» (ссылка) и «ТехноМир: развитие без границ» (ссылка).